Рамадан в Мире [25]
Заметки Рамадана [92]
Учебник Рамадана [195]

Рамадан-радио

Рамадан-цитатник
‘Аиша спросила: «С какой мольбой лучше обращаться ко Всевышнему в Ночь Могущества?» Пророк ответил: «Говори: «Аллаахумма иннакя ‘афуввун, тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни» (О Господь! Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!) (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов)
«Кто продолжает лгать и лжесвидетельствовать в месяц поста, тот напрасно лишает себя пищи и питья» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари)


А вы знаете что значит


добавить виджет на Яндекс
Читайте нас на главной странице Яндекса

Читать в Яндекс.Ленте
Add to Google

Социальная роль мусульманских праздников

Источник: islam.ru
О Рамадане / Статьи о Рамадане / Заметки Рамадана / Социальная роль мусульманских праздников
Социальная роль мусульманских праздников. Заметки Рамадана
Читайте также:
Ид-аль-фитр (Ураза-байрам) – второй по значимости праздник в Исламе. Он приходится на первый день лунного месяца Шавваль, который следует после благодатного Рамадана.

Верующие во всех уголках мира отмечают этот день как Праздник разговения, выражая радость и поздравляя друг друга.

В это время принято посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Ислам как не просто религия, а мировая мировоззренческая и социальная система чётко определяет всеобъемлющую программу социальной и психологической защиты населения планеты Земля. Основана она на Священном Коране и благородной Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И постоянное деятельное направление этой программы выражается в теоретическом, юридическом и практическом аспектах. Своё особое место в этой системе занимают и праздники Ид-аль-фитр и Ид-аль-адха.

Во всех обрядах и культурных традициях, связанных с этими двумя праздниками, – впрочем, как и во всех других истинно мусульманских традициях, – заложены добродетель и воля к исполнению нравственного закона.

Если рассмотреть все социально-психологические составляющие Ид-аль-фитра, можно понять, насколько велико значение этого праздника. В нём содержатся уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию.

Ид-аль-фитр является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия религии Ислам. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.

Основные действия праздника разговения – это выплачивание обязательной милостыни, связанной с постом, «закят аль-фитр»; праздничный намаз, который совершается только два раза в году – в Ид-аль-фитр и Ид-аль-адха. И конечно, всеобщая радость, поздравления, подарки, угощения и т. д.

Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в халяльном застолье. Недопустимо, чтобы в этот священный день на праздничных столах была алкогольная продукция.

Ид­аль­фитр укрепляет общественные связи

Каждый человек в душе нуждается в отдыхе, и его тянет к праздничной атмосфере. Праздники в истинном смысле этого слова выполняют важную функцию релаксации, делают перерыв в рутинизированной жизни человека.

Каждый религиозный праздник выступает как особый элемент в структуре социального времени человека. Это и социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. А главные функции исламских праздников – объединение верующих и напоминание о безграничной милости Всевышнего, возможность очередной раз воздать хвалу Творцу. Посредством этого происходит психологическая разгрузка.

Но, к сожалению, современное понимание понятия «праздник» сильно отличается от того, как в Исламе принято отмечать значимые события.

Пьяные гулянки как форма празднования самых различных дат категорически запрещены в Исламе.

Исламские праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие Шариату нормы нравственности и ценностные ориентиры.

Утром в праздник разговения мужчины собираются в мечетях для совершения праздничной молитвы. Совершая коллективно Ид-намаз, верующие передают друг другу аккумулированное в течение священного месяца Рамадан хорошее духовное состояние (хал). В этот день люди навещают друг друга, обмениваются подарками, прощают друг другу обиды – происходит обновление родственных, братских, соседских и просто добрых общечеловеческих отношений. По мудрости Всевышнего в Исламе созданы все условия для единения людей – коллективная и пятничная молитвы, хадж и т. д. И, конечно, общие праздники оказывают сильное воздействие на общество как объединяющий фактор.

Каждый населённый пункт, где мусульмане празднуют Ид-аль-фитр, заряжается положительной энергией, и праздничная атмосфера передаётся всему обществу, выполняя функцию сплочения и единения.

Социальная миссия Ид­аль­фитра

Ид-аль-фитр несёт в себе также благотворительную и социальную функции. Ни одна благотворительная кампания по своим масштабам, количеству участников и людей, которым оказывается материальная помощь, не сравнится с благотворительностью, совершаемой мусульманами в дни двух главных праздников Ислама: Ид-аль-адха и Ид-аль-фитр.

Обязательная милостыня «закят» является столпом религии Ислам, и закят аль-фитр является одной из двух её форм.

Он выплачивается в пользу наиболее социально незащищённых слоёв населения. Категории лиц, кому положен закят, указаны в Священном Коране – их восемь. В этот день нуждающиеся получают поддержку со стороны общества, и их сердца смягчаются, исчезает озлобленность. Они понимают, что не одиноки и не брошены обществом, и во многом такое отношение гасит протестные настроения в народе.

Мусульманину, имеющему достаток и не входящему хотя бы в одну из восьми указанных в Коране категорий, запрещено получать эту милостыню. Если даже ему предложат закят аль-фитр в качестве милостыни, то он должен объяснить ситуацию и вежливо отказаться.

Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня Ид-аль-фитра.

Радость детей ни с чем не сравнима

Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов общества вокруг одной цели – довольства Всевышнего. Радовать детей – тоже один из путей приближения к Аллаху. Праздничная атмосфера и особенно форма празднования оказывают огромное влияние на психику детей, формируя их самосознание и закладывая ценностные ориентиры. Лучшего повода, чем исламские праздники, не найти для того, чтобы обрадовать детей и приобщить их к исламским ценностям.

Поэтому воспитание детей через традиции исламских праздников – очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании ребёнка. Родители должны не только на словах, но и на деле доказать детям, что Ид-аль-адха и Ид-аль-фитр – самые прекрасные дни. Поскольку неисламских праздников очень много, надо постараться особо выделить религиозные, чтобы дети действительно почувствовали красоту и величие дарованных самим Создателем истинных праздников.

Можно не поскупиться в эти дни и устроить для детей незабываемое пиршество с подарками, сладостями и весельем. Можно их осчастливить, придумывая каждый раз что-то необычное. Задолго до праздничных дней надо их подготовить, частыми рассказами интриговать их, чтобы они ждали с нетерпением Ид-аль-фитр и другие священные дни и ночи. От родителей зависит, какие праздники их дети будут отмечать и считать для себя самыми счастливыми днями в году.

От того, как родители воспитывают своего ребёнка, зависит и судьба следующих поколений. Кроме того, во многом праздники оказывают влияние на воспитание детей, закладывают основы восприятия ребёнком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Если с детства ребёнок отмечает исламские праздники и не видит дома пьяных людей, поднимающих бокалы, у него есть все шансы вырасти праведным человеком.

Проявление должного внимания и уважения к своим праздникам во многом определяет нас как мусульман. Поэтому необходимо показать красоту Ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества. Такая форма выражения радости является и призывом к Исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, в частности, зависит формирование нового отношения к мусульманам и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об Исламе.

Хаджи-Мурат Раджабов


Оценить

Вернуться в Заметки Рамадана

Узнайте подробнее о: ид, дневник рамадана




Пост 2011 (Часть 7)40:57
Пост 2011 (Часть 7) (Лекции, проповеди)

Читайте также:
  
Сайт создан при поддержке
Фонда развития исламского Интернета
Создание сайта — студия Ариф.Ру