Рамадан в Мире [25]
Заметки Рамадана [92]
Учебник Рамадана [195]

Рамадан-радио

Рамадан-цитатник
«Посланник Господа в последние десять ночей Рамадана часто молился, будил свою семью для молитвы, совершал много благого» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима)
«Кто постится в месяц Рамадан, веря в воздаяние и соблюдая пост только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» (хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов)


А вы знаете что значит


добавить виджет на Яндекс
Читайте нас на главной странице Яндекса

Читать в Яндекс.Ленте
Add to Google

Рамадан: месяц без телевизора

Источник: askimam.ru
О Рамадане / Статьи о Рамадане / Заметки Рамадана / Рамадан: месяц без телевизора
Рамадан: месяц без телевизора. Заметки Рамадана
Читайте также:
Телевидение, словно лесной пожар, распространилось повсюду, включая мусульманский мир. Кажется, что оно перешагнуло все возможные границы.

— Даже около мекканской мечети «Аль-Харам», самой священной из святынь Ислама, мы видим следы голливудской индустрии: в нескольких десятках метров от нее свободно продаются видеокассеты, а служащие близлежащих гостиниц иной раз даже во время намаза заняты просмотром фильмов. Стоит ли после этого говорить об аэропорте Джидды, где паломники, прилетевшие совершить умру, могут «насладиться» просмотром европейского конкурса красоты, транслируемого египетским телеканалом на дисплеях, установленных в аэропорту?

— Даже в Рамадан, самый священный месяц мусульманского календаря, время, которое должно быть напрямую посвящено богослужению Аллаху, даже в этот священный месяц верующих по всему миру можно застать «приклеенными» к телевизору, в то время как им следовало бы быть занятыми дуа, зикром, тилаватом (чтением Корана) или совершением дополнительных молитв.

— Даже в то время, когда не проходит практически и дня, чтобы мы не получали новостей о боли и страданиях из Палестины, Кашмира, Чечни, Ирака, Афганистана и десятка других горячих точек по всему земному шару, даже в это время мучений и горестей, сопровождающих эти трагедии, количество спутниковых тарелок на крышах домов продолжает увеличиваться. В прежние времена, в периоды катастроф люди начинали обращаться к Аллаху, переставали ходить в кино, раскаивались в грехах, пусть даже и на время. Сегодня же налицо все возрастающий аппетит к телевизионным утехам. Это верно даже для тех регионов, что расположены вблизи районов бедствий. В дни, когда объявлен бойкот против зверств Индии в Кашмире, в магазинах Карачи скупили все видеокассеты с индийскими фильмами.

«Технологический подарок» столетия нанес катастрофический урон религиозным, моральным и социальным ценностям по всему миру. И кажется, что целые народы беспомощно «наслаждаются» этим нашествием. Когда людям нечего делать, они обращаются к телевизору. Телевизор не выключают, даже когда заняты другими делами. В частных домах даже появилась специальная комната — телевизионная гостиная. В ней абсолютно незнакомые люди раздеваются перед зрителями и пропагандируют распущенность и гедонизм. Эта комната начинает контролировать настроение обитателей всего дома.

Сейчас модно выражать недовольство по поводу «чрезмерного» показа сцен насилия и секса по телевизору. Даже те, кто извлекают из этого бизнеса деньги, охотно присоединяются к критикам. В июле 1993 года на заседании подкомитета Конгресса США телемагнат «Си-эн-эн» (CNN) Тэд Тёрнер заявил: «Мне и безо всяких экспертов ясно, что нынешний объем насилия на телевидении и его все увеличивающееся изображение могут быть пагубны для детей. Насилие на телевидении является единственным самым значимым фактором, ведущим к росту насилия в Америке». Опрос, проведенный в США в феврале 1995 года организацией «Дети сейчас» («Children Now»), в число директоров которой входят телепродюсеры и председатель «Уорнер бразерс» («Warner Brothers»), показал, что большинство детей считают, что то, что они видят по телевидению, способствует развитию блуда, неуважения к родителям, лжи и агрессивного поведения.

Самое важное здесь то, что телеиндустрия хочет, чтобы мы обсуждали (и мы охотно это делаем) не само телевидение, а то, что показывают по телевизору. Каждый из нас искренне соглашается с проблемами телевизионных передач и предлагает различные решения: смотрите передачи вместе с детьми; говорите им, что хорошо, а что плохо; подходите к этому критически, творчески… Каким бы нерациональным и бессмысленным это ни было, эти «упражнения», тем не менее, смягчат ваше недовольство. А пока — продолжайте смотреть. Это весело. Как и неизбежно. За два десятилетия это «замечательное» техническое устройство посеяло смуту в народах всего мира. Но что еще более поразительно, так это то двойственное отношение, с которым подходят к этому величайшему из всех нашествий. Такое отношение базируется на глубоко укоренившемся мнении, что телевидение — лишь нейтральный инструмент, который может быть использован как во имя добра, так и во имя зла. К сожалению, к этому убеждению пришли без критического изучения фактов. Настало время подойти к этому вопросу со всей беспристрастностью.

Настолько ли телевидение нейтрально?

Разве технологии могут быть нейтральными? «[Любая технология] в своей физической форме имеет предрасположенность к использованию определенным и никаким иным образом», — пишет Нил Постман, зав.кафедрой культуры и коммуникации Нью-Йоркского университета. — «Только те, кто ничего не знают об истории технологий, верят в то, что технологии абсолютно нейтральны». (Постман. «Веселимся до смерти» - 1985)

Так что же тогда можно сказать о телевидении? Оно является воплощением идеи о том, что серьезное сообщение может быть передано посредством изображений вместо слов. Как поясняет Нил Постман, «единственным действительно важным фактом относительно телевидения является то, что люди его смотрят, именно поэтому оно и называется «телевидением». А смотрят и любят смотреть они движущиеся картинки — миллионы картинок, коротких и динамичных. В самой природе этого средства информации заложено подавление содержания идей ради обеспечения визуального интереса».

Слова и изображения находятся в разных плоскостях сообщения, ведь для того чтобы прочесть и понять написанное на бумаге, необходимо выйти за рамки буквенных форм, и для понимания сказанного также требуется определенное осмысление. Телевидение же не требует никакого осмысливания и, более того, даже не допускает его. Именно поэтому маленькие дети могут часами сидеть перед экраном. Телевидение может развлекать и возбуждать, но обучить оно ничему не может. Оно способно внести изображения в наши сердца, но не идеи — в умы. Оно взывает к эмоциям, а не к интеллекту.

Но разве изображение не стоит тысячи слов? Думаете, стоит? Важно заметить, что само это утверждение составлено из слов. Изображение не может делать никаких утверждений. Так как смысл, доводы, утверждения и решения принадлежат к миру слов, а не изображений. Именно поэтому рекламщики любят картинки. Возьмите, к примеру, рекламу Кока-Колы, которая только и показывает, что молодых людей, которые поют, танцуют, веселятся и наслаждаются этим напитком. Аудитория начинает отождествлять счастье с колой. Эту рекламу нельзя опровергнуть. Она не делает никаких утверждений, и соответственно нечего и опровергать.

"Сам способ передачи послания и есть послание"

Известный афоризм Маршала Маклухана прекрасно иллюстрирует вышесказанное. По своей природе средство передачи информации может пропускать только лишь некоторые виды посланий и не допускает прохождение ничего иного. Информация оказывается заложником средства его передачи, которое может усилить или исказить его. "Сам способ передачи послания и есть послание". А когда средством передачи информации является телевизор, то посланием является развлечение. Как отмечает Постман: «Развлечение является высшей идеологией всей информации на телевидении». Будь то новости, наука, религия или образование: если что-то передается по телевизору, оно должно отвечать требованиям развлечения.

В английском языке появился даже новый термин - «edutainment» («образвлечение»), произошедший от слов «EDUcation» (образование) и «enterTAINMENT» (развлечение). На вид, термин кажется одним из смешных, неправильных слов ребенка, который не может оторваться от телевизора. Однако это слово стало использоваться серьезными СМИ, и это подсказывает, что «образвлечение» создаст еще больше образвлечения.

Словно наркотик

При этом телевизор — это не просто очередной вид развлечения. Согласно данным, полученным в 1990 году американским Национальным институтом психического здоровья на основе 9 исследований, проведенных на 1200 добровольцах за 13-летний период, телевидение подобно наркотику. Исследователи просили людей в возрасте от 10 до 82 лет записывать их действия и настроение каждый раз, когда случайно включался звуковой сигнал. Исследователи обнаружили, что когда люди сидят и смотрят телевизор, особенно если это происходит в течение долгого времени, они обычно находятся в подавленном настроении. Чем дольше они смотрят, тем труднее им сконцентрироваться. Со временем они чувствуют себя более печальными, одинокими, раздражительными и враждебно настроенными. Хотя люди и не напрягаются во время просмотра телевизора, после его выключения они становятся менее расслаблены, чем были до того момента, когда они начали его смотреть. «Очень похоже на действие наркотика, который заставляет людей чувствовать себя лучше, когда они его используют, но хуже впоследствии». И так же, как и в случае с наркотиками, его главной мишенью становятся более слабые сегменты общества. Так, в США темнокожие люди смотрят телевизор обычно чаще, чем белые. Сегодня же, благодаря спутниковому телевидению, над которым у бедных стран нет никакого контроля, оставшаяся часть мира превратилась в американский темнокожий низший класс.

Исламская деятельность и телевидение

Можно ли превратить этот опасный наркотик в лекарство? Не так давно молодой американский специалист обратился к известному мусульманскому ученому, заместителю председателя Исламского совета по фикху Организации Исламской Конференции (ОИК), судье Таки Усмани, чтобы спросить его о своей профессии. Он занимался созданием компьютерной графики для телевидения и киноиндустрии. Он утверждал, что мы живем в эпоху СМИ, и единственным действенным способом распространения Ислама сегодня является использование телевидения и фильмов. «Если мы не научимся этому ремеслу, то как сможем мы создавать такие программы? А если мы не будем это делать, то кто будет?» - спросил он. Тем не менее, некоторые люди сказали ему, что это не очень хорошая профессия.

«У меня было много тревожных размышлений на эту тему», - ответил судья Усмани присущим ему сдержанным тоном, взвешивая каждое слово. - «И я пришел к заключению, что дело Ислама не может продвигаться через телевидение, особенно в современных условиях. Вам необходимо искать другие направления работы».

Будем откровенны, найдется немало людей, которые пришли бы к полному недоумению от такого ответа, ведь он оспаривает как общепринятую точку зрения, так и сладкие мечты многих людей. Они даже могут посчитать, что любой высказывающий такое мнение принадлежит к «Обществу плоской Земли» — отсталым, препятствующим прогрессу, несведущим в современных реалиях людям. Посмотрим на все это с объективной точки зрения.

Сторонники телевидения утверждают о его пользе в трех областях:

— Первая связана с пропагандой Ислама. Существует немало искренних мусульман, которые возлагают большие надежды на то, что вот-вот выйдет такой фильм или ролик, после просмотра которого люди толпами начнут принимать Ислам. Но такие мусульмане лишь путают дагват с пропагандой! Дагват означает приглашение людей к Прямому Пути с помощью неискаженной передачи им Истинного Послания. Это очень серьезное послание, и оно требует серьезного способа передачи для его донесения. Послание полезно для них самих, а что они с ним будут делать — это уже их дело. Наша работа заканчивается тогда, когда мы правильно донесли до них данное послание. Наша задача состоит не в том, чтобы манипулировать людьми и привести их таким образом к подчинению Аллаху, и не в том, чтобы заставить их подчиниться. Делающий дагват является учителем, а пропагандист — манипулятором. Телевидение — хорошее средство для манипулирования, но не для обучения.

— Вторая область относится к образованию («образвлечению») детей. С этой целью выпущено уже немало видеоматериалов. В одном из них кукла по имени Адам едет на скейтборде в мечеть. Сцены с кривляньем Адама переплетаются с изображениями настоящих детей, которые совершают молитвы. Однако не остается сомнений, что героем этой истории является именно Адам. Здесь мы видим явный пример того, как средство передачи информации искажает послание. Дети, которые учатся тому, как молиться, могут научиться движениям, используемым в намазе, но они дорого заплатят за это: намаз будет ассоциироваться у них с изображениями кукл, скейтборда и весельем. В такой молитве не будет ее духовной составляющей, являющейся настоящей святыней и достоинством этого столпа Ислама. Такие фильмы очень популярны, ведь они в первую очередь помогают смягчить чувство вины родителей в отношении их неспособности контролировать просмотр телевизора.

Справедливости ради, отметим, что такие видеоматериалы могут принести пользу, но ее зачастую не осознают. Врачи используют никотиновые пластыри, чтобы помочь своим пациентам бросить курить. Никотин не лекарство, но начинает обладать терапевтическими свойствами при определенных обстоятельствах. Подобным же образом, теленаркоманам можно помочь, используя такие фильмы, чтобы преодолеть их зависимость. Это может сработать, если именно преодоление зависимости будет целью. Но этот подход значительно отличается от того убеждения, что такие фильмы - Отменный Новый Способ обучения Исламу. Дети и их родители должны понять, что, в конечном счете, они должны изучать свою религию «старомодным» способом – читать книги, слушать лекции, усердно трудиться.

— Третий вид фильмов используется благотворительными организациями, показывающими плачевное положение мусульман в Кашмире, Боснии, Палестине и других регионах. Намерения благородны, результаты кажутся потрясающими. Но кто-то должен задать неудобный вопрос: почему мусульманам нужен сенсационный натурализм бедствий, чтобы они смогли, наконец, помочь своим братьям и сестрам? И каковы последствия такой практики для настоящего и будущего?

Конечно, есть случаи, когда телевизоры используются против своего предназначения, когда единственной транслируемой сценой является «говорящая голова». Такие исламские программы в Египте или Саудовской Аравии, так же как и в других странах, могут и не обладать всеми вышеперечисленными опасностями исключительно потому, что там телевизор используется всего лишь в качестве дорогостоящего радио. Проблема состоит в том, что такие программы не смогут противостоять нашествию «Си-эн-эн» (CNN) или «Эм-ти-ви» (MTV), изобилующими ослепляющими цветами и динамичными картинками. По-прежнему остается вопрос: как долго можно использовать средство против его же предназначения?

Никто не покупает телевизор или видеомагнитофон вследствие отчаянного желания изучить Ислам посредством телевидения — «лучшего» способа для изучения Ислама. Телегостиные — это не учебные комнаты, и все исламское видео в мире не может их таковыми сделать. Это мир Голливуда. Все остальное — лишь прикрытие или самообман. Чем раньше мы оттуда выйдем, тем лучше.

Что можно сделать?

Телевидение могущественно. Оно повсюду. Есть ли что-нибудь, что мы, смертные, могли бы сделать с этим? Ответ: да, есть. Это можно сделать как в одиночку, так и всем вместе. Что касается действий «в одиночку», попробуйте использовать кнопку «ВЫКЛ». Это, конечно, потребует некоторых усилий и силы воли, но это устройство может быть выключено! Главное — привлечь к этому всю семью. Тех, кому не по нутру эта идея, можно заверить, что науке не известно никакой болезни, связанной с недостатком просмотра телевизора! Те же, кто уже испробовал этот метод на себе, знают, что со временем делать это становится все легче и легче. Местные общественные организации и исламские школы могут помочь, объясняя людям опасность просмотра телевизора, противостоя социальному давлению и предлагая здравые альтернативы.

Рамадан: месяц без телевизора

Каждый год в месяц Рамадан у нас появляется самая лучшая возможность, чтобы избавиться от этой вредной привычки. Это время, когда каждый мусульманин, в чьем сердце есть хоть капля веры, естественным образом обращен в сторону совершения добра и отстранения от зла. Так и должно быть. Разве не проклял Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) мусульманина, который встречает Рамадан, но не использует его для того, чтобы добиться прощения своих прежних грехов? Если мы не сможем отказаться от своих грехов и бесполезных поступков во время Рамадана, то когда же мы сможем сделать это? На это у нас есть не только самые сильные моральные и религиозные мотивы, но это легко также и потому, что регулярные действия, совершаемые в месяц Рамадан, оставляют мало времени для того, чтобы тратить его перед телевизором. Мусульманские организации и общины сделают большое дело, если объявят Рамадан месяцем без телевизора. Призывайте всех мусульман вашей общины выключить его хотя бы на месяц. И кто знает: быть может, в результате озарения, испытанного ими посредством месячного отказа от телевизора, многие решат держаться от него подальше и в последующие месяцы.

А если вы убеждены в этом уже сейчас, не откладывайте все до следующего Рамадана. Начните сегодня!

Халид Баиг
AlBalagh
Перевод Аскимам.ру


Оценить

Вернуться в Заметки Рамадана

Узнайте подробнее о: Саудовская Аравия, дневник рамадана




Пост 2011 (Часть 6)37:21
Пост 2011 (Часть 6) (Лекции, проповеди)
Держись подальше от долгов1:34

Читайте также:
  
Сайт создан при поддержке
Фонда развития исламского Интернета
Создание сайта — студия Ариф.Ру