Вопрос:
Если человек (вовремя не ставший на «завтрак» перед рассветом (сухур) в месяце Рамадан) ест пищу и в это время слышит азан утренней молитвы, разрешается ли ему продолжать есть до окончания азана или надо сразу прекратить есть, как только зазвучал азан?
Отвечает: Шейх Юсуф Карадави
Ответ: Если утренний азан читают точно по времени, согласно местному расписанию, то необходимо прекратить есть сразу же как только зазвучал азан. Более того, постящийся даже не должен проглатывать пищу, которая находится у него во рту, чтобы не нарушить свой пост.
Если же азан читают до наступления времени молитвы за несколько минут или, по крайней мере, постящийся сомневается в этом, то он имеет право есть и пить до тех пор, пока не будет точно уверен в том, что наступила утренняя заря. Сегодня время наступления зари легко определить с помощью календарей.
Один из мусульман спросил Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что он принимает пищу перед рассветом (сухур), и когда начинает сомневаться в наступлении рассвета, то прекращает есть. Ибн Аббас ответил: ешь пока сомневаешься – до тех пор, пока не будешь уверен (в наступлении рассвета). Имам Ахмад сказал: если постящийся сомневается в наступлении рассвета, то пусть ест, пока не убедится в его наступлении. Ан-Навави пишет: ученики Аш-Шафии единодушны в том, что сомневающемуся в наступлении рассвета разрешается принимать пищу. Доказательством этого является то, что Всевышний Аллах разрешил есть и пить до тех пор, пока наступление рассвета не станет ясным: «И есть, и пить дотоле можно вам, пока седая нить (зари) не отойдет от черной нити (ночи)» (2:187).
Таким образом, в Коране и Сунне нет указаний на воздержание от пищи и питья (имсак) до времени наступления рассвета. Это является проявлением крайности в религии и противоречит сунне, которая говорит о желательности оттягивания приема пищи непосредственно до самого начала наступления рассвета.
Юсуф Аль-Карадави, «Современные фатвы», глава «О посте»