Женщины и дети [17]
Бытовые вопросы [40]
Вопросы поклонения [71]

Рамадан-радио

Рамадан-цитатник
"…Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи… Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, — может быть, они будут богобоязненны!"(Коран: Сура 2, Аят 187)
«Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]»


А вы знаете что значит


добавить виджет на Яндекс
Читайте нас на главной странице Яндекса

Читать в Яндекс.Ленте
Add to Google

Какое расстояние необходимо чтобы иметь право не поститься?

Источник: ramadanway.com
О Рамадане / Фетвы и ответы о рамадане / Бытовые вопросы / Какое расстояние необходимо чтобы иметь право не поститься?
Какое расстояние необходимо чтобы иметь право не поститься?. Бытовые вопросы
Читайте также:
Вопрос:

Какое расстояние необходимо проделать постящемуся, находящемуся в пути, чтобы он имел право не поститься? Правда ли, что это расстояние – 81 км.? И разрешается ли ему не поститься в том случае, если он не испытывает в пути усталости, тягот?

Отвечает: Шейх Юсуф Карадави

Ответ:


Человек, находящийся в пути, имеет право воздержаться от поста, согласно Корану: «А тот, кто болен или находится в пути, предписанные дни поста поститься должен в дни другие» (2:185).

Правоведы разногласят относительно расстояния пути. Но относительно расстояния, о котором задавали вопрос, – 80 км., по моему мнению, правоведы выражают единодушие. Согласно мнению большинства правовых школ (мазхабов), расстояние необходимое для сокращения молитвы и воздержания от поста исчисляется в 80 км. Все эти расчеты приблизительные. Ведь ни от Пророка (мир ему), ни от сподвижников не приводятся какие-либо расчеты в метрах или километрах.

Таким образом, упомянутое расстояние - достаточно, хотя часть правоведов не ограничивает путь каким-либо расстоянием. Согласно их мнению, в любом пути, который носит название «путь», с точки зрения языка или обычая, разрешается сокращать молитву и воздержаться от поста. Это согласуется с установлениями Корана и Сунны. Также человек, находящийся в пути, имеет право выбора. Сподвижники, находившиеся в пути с Пророком (мир ему), говорили: одна часть из нас постилась, другая – воздержалась от поста; но постящиеся не порицали воздержавшихся, и воздержавшиеся не порицали постящихся.

Однако соблюдать пост «нежелательно» тому, кто испытывает в пути тяготы, трудности. Более того, возможно, соблюдение поста для него является «запретным» («харам»), согласно высказыванию Пророка (мир ему) относительно человека, лицо которого потемнело от изнурения, испытанного им из-за поста. Когда Пророк (мир ему) спросил о нем, ему ответили, что тот постится. Он (мир ему) сказал: «Не является благочестием соблюдать пост в пути» (передал Аль-Бухари). Это касается тех, кто испытывает в пути изнурение из-за поста. А тот, кто не ощущает тягот, то он, как мы уже сказали, имеет право выбора: либо поститься, либо воздержаться от поста. Но что в этом случае лучше?

Здесь правоведы разногласят. Некоторые отдают предпочтение посту, другие – воздержание от поста. Умар б. Абдульазиз говорил: «Лучшее из этого – то, что наиболее легче». То есть некоторым людям легче соблюдать пост со всеми, нежели восполнять пропущенные дни пост в то время, когда люди не постятся. Таким мы говорим: поститесь. Другим людям легче воздержаться от поста в месяце Рамадан, чтобы легко передвигаться для осуществления своих разрешенных Богом дел. Таким мы говорим: воздержитесь от поста и поститесь пропущенные дни в другое время. Таким образом, в подобной ситуации наиболее легкое решение для постящегося является наиболее лучшим.

Сподвижник Хамза б. Амир спросил Пророка (мир ему): «О Посланник Аллаха, я часто бываю в пути. Возможно, в пути я встречу этот месяц (Рамадан). Но я молод и нахожу в себе силы. И нахожу, что поститься, о Посланник Аллаха, для меня легче, нежели откладывать пост, который станет для меня долгом. Так что же даст мне, о Посланник Аллаха, наибольшее вознаграждение: мой пост или мое воздержание от поста?» Пророк (мир ему) ответил: «Выбирай, что пожелаешь, Хамаза» (передал Абу Давуд). То есть выбирай то, что представляется для тебя наиболее легким.

В другой версии хадиса (переданной Ан-Нисаи) говорится, что он спросил Пророка (мир ему): «Я нахожу в себе силы поститься (в пути). Лежит ли на мне грех?» Он (мир ему) ответил: «Это – разрешение, данное тебе Аллахом. Кто применил это разрешение, то прекрасно. А кто пожелал поститься, на том нет греха».

Таково установление Аллаха относительно человека, находящегося в пути. Условием этого разрешения не является изнурение, тяготы, которые человек должен испытать в пути. Напротив, путь, сам по себе, является основанием для воздержания от поста. То есть Бог не увязывает это разрешение с тяготами, Он увязывает его только с путем.

Если бы Аллах увязал разрешение воздержаться от поста в пути с тяготами, то это породило бы большие разногласия среди людей. Чопорный человек, испытывая наитягчайшее изнурение, тем не менее, утверждал бы, что для него это не является тяготами. И взвалил бы на себя непосильную, изнурительную ношу. Аллах же не хочет изнурять людей. Человек же, дающий себе во всем послабления, напротив считал бы самые небольшие трудности для себя изнурением.

В силу этого, Аллах увязывает воздержание от поста в пути – с самим путем. Например, если человек находится в пути в самолете, в поезде или в машине, он имеет право воздержаться от поста. Вопрос заключается в том, что на нем остается обязанность: он должен поститься пропущенные дни поста в другое время. Он не освобождается от поста навсегда. Это – только временное, альтернативное освобождение, выражаемое в последующем восполнении пропущенных дней поста. В этой ситуации постящийся имеет право выбора, и даже если путь не доставляет ему тягот.

Тот, кто испытал дорогу, знает, что путь – это часть испытания, не зависимо от того, как совершается поездка: на верховом животном или на самолете. Стоит только человеку отдалиться от своей семьи, как он испытывает внутреннее ощущение своей неестественности, беспокойства, нестабильности. В силу этих психологических ощущений, не говоря уже о физических, и других вещей (из того, что мы знаем и не знаем) Богом установлено воздержание от поста. Нам же достаточно остановиться у границ Корана, не философствуя, не разрушая и не отменяя разрешения Бога, данное людям. «Бог хочет облегчения для вас, Он не желает для вас тягот» (2:185).

Юсуф Аль-Карадави, «Современные фатвы», раздел «О посте»


Оценить

Вернуться в Бытовые вопросы

Узнайте подробнее о: путешествие, категории людей




Личность верующего (Пост 2011)57:23
Личность верующего (Пост 2011) (Лекции, проповеди)

Читайте также:
  
Сайт создан при поддержке
Фонда развития исламского Интернета
Создание сайта — студия Ариф.Ру